Доклад о результатах правоприменительной практики Хакасского УФАС России за 2021 года в сфере контроля антимонопольного и рекламного законодательства
07 декабря 2021, 14:10
Тип документа:
Доклады
Подтип документа:
Доклады о состоянии конкуренции
  1. Контроль за соблюдением антимонопольного законодательства

 

Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:

1) монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

2) недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

В полномочия ФАС России входит антимонопольный контроль, контроль в сфере закупок, контроль рекламы, контроль в сфере государственного оборонного заказа, тарифное регулирование.

Антимонопольный контроль включает в себя несколько направлений: контроль за монополистической деятельностью, запрет на недобросовестную конкуренцию, запрет на ограничение конкуренции со стороны органов власти, запрет картелей, контроль торгов.

Контроль в сфере антимонопольного законодательства осуществляют два отдела Хакасского УФАС России – антимонопольного законодательства и рекламы и товарных, финансовых рынков и естественных монополий.

За 11 месяцев 2021 года в адрес управления поступило 89 заявлений граждан, юридических лиц, органов власти о нарушении антимонопольного законодательства, из них в 4 случаях выданы предупреждения о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, в 11 случаях приняты решения по делам о нарушении антимонопольного законодательства (в 3 случаях – производство по делу прекращено), выдано 1 предостережение о недопустимости совершения действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.

                             

Практика пресечения соглашений хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию (статья 11 Закона о защите конкуренции)

 

  1. Решением от 28.10.2021 по делу № 019/01/11-491/2021 ООО «…», ООО «…» признаны нарушившими пункт 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции в части заключения антиконкурентного соглашения между ООО «…» и ООО «…» при участии в электронном аукционе на поставку масла сливочного, молока сухого, молока сгущенного в следующих электронных аукционах: №№ 0180300000220000049, 0180300000220000140, 0180300000220000149, 0380200000120003573, которое приводит или может привести к снижению цен на торгах.

Речь о двух компаниях, «прославившихся» год назад поставками в социальные учреждения нашей республики (в школы, садики, больницы) фальсифицированной продукции. В прошлом году эти компании участвовали в аукционах на поставку сливочного масла, сухого и сгущенного молока. Всего на их счету – 4 эпизода. Во всех случаях компании существенно снижали цену на товар – от 57 до 72% от начальной максимальной, «отсеивали» других, добросовестных участников, - и становились победителями. По факту же, вопреки заключенным контрактам, картельщики пытались выдать «растительно-жировой спред» за чистое сливочное масло.

Государственный заказчик в Хакасии отказался принять фальсифицированный товар, и в том же 2020 году обе компании ФАС внесла в реестр недобросовестных поставщиков.

Хакасское УФАС России проанализировало синхронность поведения обоих поставщиков и доказало фактами грубое нарушение «Закона о защите конкуренции». Кроме того, документами доказана аффиллированность одной компании по отношению к другой, личная давняя дружба их директоров.

За нарушение антимонопольного законодательства каждому из участников сговора грозит административный штраф. Обе компании находятся на контроле правоохранительных органов. Им вменяется также и уголовная ответственность.

 

  1. Решением от 16.02.2021 № 019/01/11-866/2020 ООО «…», индивидуального предпринимателя <…> признаны нарушившими  пункт 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, выразившегося в заключении соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, которые приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах (закупки №№ 0180300000220000018, 0380200000119006082, 0180300000218000120, 0180300000218000097, 0180300000218000128, 0180300000217000648, 0180300000217000628, 0180300000219000704, 0380200000120002384, 0380200000120002436, 0380200000120002391, 0380200000120002380, 0180300001318000113).

Речь идет о взаимоотношениях общества с ограниченной ответственностью и индивидуального предпринимателя. У поставщиков-«конкурентов» была выработана одна стратегия – заявляться на торги, а в ходе аукциона ценовое предложение вносит только один, причем разница с заявленной максимальной ценой контракта не превышала 1%, вторая же сторона молчала. В ходе рассмотрения дела, имеющего признаки картельного сговора между двумя поставщиками продуктов, выяснилось, заявки на участие в электронных аукционах на поставку продуктов в лечебные, образовательные и социальные учреждения Хакасии они подавали, используя одну инфраструктуру. Их антиконкурентное поведение привело к чрезмерным затратам регионального, местных бюджетов, поддержанию высокой цены при поставке продуктов в социальные учреждения республики.

Сговор не только препятствует адекватной ценовой политике, широкому товарному предложению. Но и тормозит экономику в целом, нивелирует многие положительные факторы, возникающие в открытом противостоянии. Такие действия участников рынка преследуются законом.

 

  1. Аналогичное решение от 26.02.2021 по делу № 019/01/11-868/2020 принято в отношении акционерного общества «…», общества с ограниченной ответственностью «…» нарушившими  пункт 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, выразившегося в заключении соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, которые приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах (закупки №№ 0180300000219000609, 0180300000219000652, 0180300000219000561, 0180300000219000564, 0180300000219000573, 0180300000219000610, 0180300000219000735).

 

Выявление и пресечение соглашений и согласованных действий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов власти органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, направленных на недопущение, ограничение, устранение конкуренции (статья 16 Закона о защите конкуренции)

 

Статьей 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к:

1) повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;

2) экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков);

4) ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Существует российская специфика антиконкурентных соглашений, где организатором или участником таких соглашений является орган власти.

Целями таких соглашений являются:

- обеспечение преференции «своим».

- воспрепятствование равным условиям конкурентной борьбы.

- устранение с рынка «неугодных».

 

Приведем примеры решений по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции.

  1. Решением от 14.10.2021 по делу № 019/01/16-48/2021 установлено два факта сговора с участием органов власти при строительстве детских садов в рамках национального проекта «Демография»: Управление образования, Управление ЖКХ, МБДОУ «Белоярский детский сад «Теремок» и ООО «…» признаны нарушившими пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции в части заключения соглашения между Управлением образования, Управлением ЖКХ, МБДОУ «Белоярский детский сад «Теремок», ООО «…» при строительстве здания детского сада в с. Белый Яр Алтайского района Республики Хакасия, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок. Управление образования, Управление ЖКХ, МБДОУ «Подсинский детский сад «Радуга» и ООО «…» признаны нарушившими пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции в части заключения соглашения между Управлением образования, Управлением ЖКХ, МБДОУ «Подсинский детский сад «Радуга» и ООО «…» при строительстве здания детского сада в с. Подсинее Алтайского района Республики Хакасия, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок.

Сумма договоров, заключенных с единственным поставщиком для нужд МБДОУ «Белоярский детский сад «Теремок», составила 7 222 442,68 руб., для нужд МБДОУ «Подсинский детский сад «Радуга» - 32 709 961,04 руб.

Совместными действиями антимонопольного и правоохранительных органов удалось доказать факт сговора между заказчиками и поставщиком, а также факт строительства детских садов до начала проведения конкурентных процедур.

 

Соблюдение антимонопольных требований к торгам, запросу котировок цен на товары (статья 17 Закона о защите конкуренции)

 

Нарушение антимонопольных требований к торгам является предметом основной части заявлений и обращений в отношении органов власти, поступающих в адрес Хакасского УФАС России.

Зачастую на ограничение конкуренции на торгах указывают при подаче жалоб на действия заказчиков, нарушающие требования законодательства о контрактной системе.

При этом с точки зрения процедуры закупка может быть проведена в полном соответствии с Федеральным законом 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», но конкуренция при этом будет ограничена: к примеру, если заказчик предоставил информацию о предстоящих торгах до их объявления определенной компании, тем самым создав ей преимущественные условия.

 

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

        Следует отметить, что наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются органы местного самоуправления, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений (ч. 2 ст. 17 Закона о защите конкуренции).

Наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений (ч. 3 ст. 17 Закона о защите конкуренции).

 

  1. 11.06.2021 принято решение по делу № 019/01/17-1063/2020 по делу о признании организатора торгов – конкурсного управляющего «…», индивидуального предпринимателя «…«…», агентов ИП «…» нарушившими пункт 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции в части заключения соглашения между организатором торгов с участниками этих торгов (агенты ИП «…»), если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для ИП «…» (лоты № 2, 3 торги 5108-ОТПП).

Продажа имущества ОАО «Алтайское ДРСУ», признанного несостоятельным, состоялась 2 года назад. С тех пор между участниками спорных торгов идут судебные разбирательства. Ситуацию держит на контроле и антимонопольная служба.  В двух лотах размещались публичные предложения по продаже земельных участков, зданий, сооружений, оборудования организации, находящиеся в Алтайском и Бейском районах республики. Продажей имущества банкрота занималась конкурсный управляющий из Черногорска. В торгах принимали участие несколько бизнесменов Хакасии, Красноярского края и Москвы, причем большая часть из них действовала в интересах одного красноярского предпринимателя. К тому же оказавшегося кредитором предприятия-банкрота.

Комиссия антимонопольной службы Хакасии доказала согласованность действий четырех участников торгов – все они были агентами одного бизнесмена, ставшего впоследствии победителем. Кроме того, доказана заинтересованность организатора торгов в продаже имущества ОАО «Алтайское ДРСУ» конкретному предпринимателю. В деле фигурируют факты неоплаты победителем и его агентов задатка во время торгов, платежные поручения с разными датами, создание преимущественного положения для красноярского предпринимателя. Всем участникам антимонопольного соглашения грозят административные штрафы – от 20 тысяч рублей для индивидуальных предпринимателей и от 1/10 до ½ от начальной максимальной цены контракта для юридических лиц (не менее 100 тысяч рублей). Итоги торгов оспорены в суде участником из Абакана, в результате спорный договор купли-продажи признан недействительным.

 

  1. Решением Хакасского УФАС России от 20.10.2021 по делу № 019/01/17-666/2021 Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия признано нарушившим пункт 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции в части нарушения порядка определения победителя открытого конкурса № 03-2020 на право заключения договора о перемещении транспортных средств на специализированную стоянку, их хранении и возврате по лоту № 5, поскольку победителем торгов признано ООО «…», не представившее документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином праве у соискателя конкурса расположенного на территории Республики Хакасия земельного участка или здания, строения, сооружения, помещения (части здания, строения, сооружения, помещения), предназначенного для хранения задержанных транспортных средств, в течение срока действия договора или более.

Предписание по настоящему делу не выдавалось, так как договор был расторгнут по соглашению сторон.

 

Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества (статья 17.1 Закона о защите конкуренции)

 

По общему правилу заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество, указанных в части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

В 2021 году решения о нарушении статьи 17.1 Закона о защите конкуренции не принимались.

 

Выявление и пресечение актов и действий (бездействия) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов власти органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, направленных на недопущение, ограничение, устранение конкуренции (статья 15 Закона о защите конкуренции)

 

Согласно изменениям, внесенным в Закон о защите конкуренции в 2016 году, институт предупреждений получил свое распространение на нарушения, допускаемые органами власти. Получив предупреждение УФАС, орган власти может избежать возбуждения дела, устранив признаки нарушения в установленный срок.

В соответствии с требованиями статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается:

часть 1 статьи 15: принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами,

часть 2 статьи 15: наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления полномочиями, осуществление которых приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением случаев, установленных федеральными законами,

часть 3 статьи 15: совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, кроме определенных в законе случаев.

 

Приведем примеры нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции органами государственной власти и органами местного самоуправления.

  1. Постановление Правительства Республики Хакасия от 23.05.2019 № 235 «Об утверждении Порядков предоставления грантов «Агростартап» и субсидий сельскохозяйственным потребительским кооперативам, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации и средства республиканского бюджета Республики Хакасия»     установлены порядок проведения отбора получателей субсидии, условия и порядок предоставления субсидий.

При этом сельхозтоваропроизводители Республики Хакасия, занимающиеся иными видами направлений по созданию и (или) развитию крестьянского (фермерского) хозяйства (мясным табунным коневодством, козоводством, кролиководством, птицеводством, спортивным коневодством, мараловодством и др.)  поставлены в неравное положение по сравнению с сельхозтоваропроизводителями, создающими и (или) развивающими крестьянское (фермерское) хозяйство по направлениям: молочное скотоводство (крупный рогатый скот), мясное скотоводство (крупный рогатый скот), овцеводство.

Кроме того, Порядок предоставлял начинающим фермерам, имеющим специальное или профессиональное образование, определенный стаж работы в сельском хозяйстве и (или) ведения личного подсобного хозяйства, государственные преференции перед прочими начинающими фермерами, в отношении которых созданы дискриминационные условия.  Правительству Республики Хакасия выдано  предупреждение № 3-П-21 от 02.02.2021 о внесении изменений в пункты 4 и 5 Таблицы № 1 к Постановлению Правительства Республики Хакасия от 23.05.2019 № 235 «Об утверждении Порядков предоставления грантов «Агростартап» и субсидий сельскохозяйственным потребительским кооперативам, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации и средства республиканского бюджета Республики Хакасия» в части исключения вышеуказанных дискриминационных критериев оценки конкурсной комиссией заявок участников.

Предупреждение исполнено в срок, предоставлен ответ на предупреждение – исключены дискриминационные критерии оценки конкурсной комиссией заявок участников.

  1. В Республике Хакасия назрела необходимость наведения порядка в сфере оказания ритуальных услуг. Хакасское УФАС России обратило внимание на существующую возможность нарушения законодательства о похоронном деле.

На рынке ритуальных услуг зафиксирована угрожающая конкуренции ситуация. Административно-хозяйственные и распорядительные функции возложены на муниципальную организацию, занимающуюся оказанием этих услуг. Быть одновременно конкурентом частных ритуальных служб и решать, кому из них выдавать разрешения на захоронения, а кому – нет – противоречит действующему законодательству.

Причина спорной ситуации – в положениях Правил содержания кладбищ, утвержденных несколько лет назад.

До сих пор проблем не было: обязанность муниципалитета – заниматься организацией ритуальных услуг и отвечать за содержание городских кладбищ. Однако с развитием конкуренции на рынке ритуальных услуг существующие положения в муниципальной документации устарели, их необходимо скорректировать.

Антимонопольная служба выдала предупреждение органам местного самоуправления г. Абакана: до конца текущего года им необходимо внести изменения в Устав и Правила содержания кладбищ.

 

Пресечение недобросовестной конкуренции

(глава 21: статьи 14.1-14.8 Закона о защите конкуренции)

 

Недобросовестная конкуренция (п. 9 ст. 4 Закона о защите конкуренции) – это любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые:

- направлены на получение преимуществ в предпринимательской деятельности;

- противоречат законодательству РФ;

- обычаям делового оборота;

- требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;

- причинили или могут причинить убытки хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

1. За грубое нарушение Закона об организации регулярных перевозок Хакасское УФАС России выдало краснокаменскому пассажироперевозчику предупреждение. До конца текущего года нарушитель обязан прекратить перевозить граждан без соответствующих разрешительных документов. В противном случае на него будет возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства.

В Хакасское УФАС России пожаловался абаканский предприниматель, он занимается перевозкой пассажиров и багажа по маршруту «Абакан-Курагино». В текущем году его конкурент, предприниматель из поселка Краснокаменск Красноярского края самовольно сократил свой маршрут – «Абакан-Курагино-Краснокаменск» - и стал возить пассажиров по маршруту «Абакан-Курагино». При этом его автобус выезжал раньше, «забирая» и пассажиров конкурента.

После запросов в Министерство транспорта Российской Федерации выяснилось, что краснокаменский перевозчик не получал разрешения на изменение своего маршрута. Более того – у него нет свидетельства на право перевозить пассажиров, нет и карты маршрута регулярных перевозок. Без этих документов нельзя не только изменять маршрут движения, а вообще заниматься перевозкой.

Перевозчик-нелегал действует с 2019 года. Разрешительных документов на свою деятельность он не имеет. Зато имеет предупреждение от контролирующего графики движения автобусников ведомства – Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. Автодорожный надзор привлек нарушителя к административной ответственности еще в июле текущего года. Однако до сих пор краснокаменский предприниматель продолжает грубо нарушать Закон об организации регулярных перевозок. Теперь уже и антимонопольный орган обратил на него пристальное внимание. Если предприниматель продолжит нелегально возить пассажиров, он будет привлечен к ответственности уже за нарушение антимонопольного законодательства.

2. Решением Хакасского УФАС России от 24.06.2021 по делу № 019/01/14.2-1162/2020 индивидуальный предприниматель «…» признан нарушившим положения пункта 1 статьи 14.2 Закона о защите конкуренции, действия которого выразились в  введении в заблуждение конкурсной Комиссии Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту                    г. Саяногорска и предоставлении недостоверных сведений относительно класса транспортных средств и предоставлении недействительной лицензии на право осуществления деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек при участии в открытом конкурсе на право осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории муниципального образования город Саяногорск (лот № 1), что противоречит требованиям добропорядочности, разумности и справедливости могло причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам, участвовавшим в указанном конкурсе.

Благодаря решению Хакасского УФАС России в настоящее время перевозками пассажиров на указанном маршруте в Саяногорске занимаются два других предпринимателя. Технические характеристики их транспорта, а также необходимые документы соответствуют требованиям закона.

 

Кроме того, в публичном заявлении 12 февраля 2021 года индивидуальный предприниматель «…» в эфире телевизионной передачи Nota Bene (https://ctv7.ru/news/obschestvo/eshhyo-odin-avtobus-v-abakane-podorozhal-na-2-rublya.html) заявила, что предприниматели, осуществляющие регулярные пассажирские перевозки в г. Абакане, планируют повысить с октября 2021 года стоимость проезда и провоза багажа до 24 рублей.

В связи с чем, 16.02.2021 индивидуальному предпринимателю выдано предостережение о недопустимости совершения действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.

Предостережение, выданное Хакасским УФАС России, позволило предотвратить рост цен на пассажирские перевозки в г. Абакане.

 

Таким образом, к мерам антимонопольного реагирования относятся:

Предостережение – выдается должностному лицу при публичном заявлении о планируемом поведении на товарном рынке, если такое поведение может привести к нарушению антимонопольного законодательства.

Предупреждение – выдается органу власти, хозяйствующему субъекту при наличии признаков нарушения АМЗ (пункты 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статьи 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8, 15 Закона о защите конкуренции).

Предписание – выдается органу власти, хозяйствующему субъекту по результатам рассмотрения дела, в случае принятия решения о наличии нарушения (статьи 11, 15, 16, 17, 17.1, глава 2.1 Закона о защите конкуренции).

 

 

 

  1. Контроль за соблюдением рекламного законодательства

 

В Федеральном законе от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) четко регламентированы как общие подходы к рекламе, так и определена специфика различных видов рекламной деятельности, рекламирования отдельных видов товаров.

Общие требования к рекламе, закрепленные в статье 5 Закона о рекламе, являются типичными правилами, которым должна соответствовать каждая реклама независимо от объектов рекламирования, видов рекламы, способов ее выражения и распространения.

 

  • 11 месяцев 2021 года в адрес управления поступило 74 заявления граждан, юридических лиц, органов власти о нарушении рекламного законодательства, из них в 23 случаях приняты решения по делам о нарушении рекламного законодательства, выдано 6 предписаний о прекращении нарушения, которые были исполнены в установленный срок.

 

В 2021 года приняты следующие решения о признании рекламы ненадлежащей.

 

Нарушение общих требований к рекламе

Не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

1. Решением Хакасского УФАС России по делу № 019/05/5-1347/2020 от 04.03.2021 реклама следующего содержания: «Назови слово ОСЕНЬ и получи скидку 30 % на абонементы. Подробности по тел. 89232106464», распространяемая учреждением посредством смс-рассылки, признана ненадлежащей, так как в данной рекламе отсутствовала существенная информация об условиях получения скидки (на кого распространяется акция), что, в свою очередь может ввести потребителей в заблуждение относительно рекламируемого продукта. Муниципальное автономное учреждение г. Абакана «…» признано ответственным за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 Закона о рекламе. Предписание по настоящему делу не выдавалось ввиду отсутствием сведений о дальнейшем распространении ненадлежащей рекламы.

 

В рекламе не допускается демонстрация процессов курения табака или потребления никотинсодержащей продукции и потребления алкогольной продукции.

1. Решением Хакасского УФАС России по делу № 019/05/5-712/2021 от 20.10.2021 признана ненадлежащей реклама, демонстрирующая процесс курения табака, распространяемую «…», поскольку в ней нарушены требования пункта 3 части 5 статьи 5 Закона о рекламе. Предписание решено не выдавать.

 

Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

1. Решением Хакасского УФАС России по делу № 019/05/5-71/2021 от 16.04.2021 реклама следующего содержания: «Рассрочка на любой смартфон» по адресу: г. Абакан, ул. Щетинкина 59 признана ненадлежащей (фактически заключался кредитный договор), ПАО «…» - ответственным за нарушение требований, установленных пунктом 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе решено не выдавать в связи с устранением нарушения рекламного законодательства.

 

Не допускается размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», без указания категории данной информационной продукции.

1. Решением Хакасского УФАС России по делу № 019/05/5-675/2021 от 01.09.2021 реклама зрелищного мероприятия без указания знака информационной продукции, размещенная на стр. 17 журнала «АвтоГид Хакасии» № 99 от 06.04.2021, распространяемая индивидуальным предпринимателем «…» признана ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 10.1 статьи 5 Закона о рекламе. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдано в связи с отсутствием сведений о дальнейшем распространении спорной рекламы.

 

Реклама финансовых услуг

Реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

Реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее.

1. Решением Хакасского УФАС России по делу № 019/05/5-41/2021 от 05.03.2021 реклама, размещенная по адресу: г. Абакан, ул. Т.Шевченко, 59, следующего содержания: «ООО «…». Индивидуальный подход к клиенту. Ставка от 3%. Займы под залог: Золота. Автотранспорта. Недвижимости (нежилых помещений) Режим работы: 10-18 без перерыва и выходных. Тел 8 950 960 98 59», а также рекламу, размещенную по адресу г. Абакан, ул. Некрасова, следующего содержания: «Ломбард. Старыйломбардъ.рф. От 3 до 5 %. 8-953-259-2220 Щетинкина,29, Т.Шевченко,59, Тельмана,175» признана ненадлежащей. Общество с ограниченной ответственностью «…» признано ответственным за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 (отсутствие всех существенных условий в рекламе), частью 1 статьи 28 (отсутствие организационно-правовой формы финансовой организации), пунктом 2 части 2 статьи 28, частью 3 статьи 28 (отсутствие всех существенных условий в рекламе) Закона о рекламе. Выдано предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе путем предоставления в антимонопольный орган сведений о демонтаже рекламных конструкций, которое исполнено в установленный срок.

2. Решением Хакасского УФАС России по делу № 019/05/5-672/2021 от 21.09.2021 реклама с текстом «Кредитный потребительский кооператив «Совет» Сбережения 18%* Купи квартиру без ипотеки всего за 3 года 8-800-250-45-98… (далее мелкий нечитаемый текст)», распространяемая КПК «…», признана ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе. Предписание по настоящему делу решено не выдавать.

 

Реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", не допускается.

1. Решением Хакасского УФАС России по делу № 019/05/28-46/2021 от 04.03.2021 реклама следующего содержания: «СРОЧНО НУЖНЫ ДЕНЬГИ? ЗАЙМ ПОД ПТС* - ЗА 30 МИНУТ - АВТОЛОМБАРД № 1 - СЕТЬ МАГАЗИНОВ - ЭНЕРГЕТИКОВ, 16 - 8-933-999-10-10», расположенная на рекламном баннере по адресу: г. Черногорск, ул. Бограда, на стене торцевой части нежилого здания № 7А (со стороны города), признана ненадлежащей, общество с ограниченной ответственностью «…» - ответственным за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5, частью 1 статьи 28, частью 13 статьи 28 Закона о рекламе. Выдано предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

2. Решением Хакасского УФАС России по делу № 019/05/28-495/2021 от 19.07.2021 признана ненадлежащей реклама, распространяемая «...», следующего содержания: «Деньги всем. 0,26%. Под золото, бытовую технику, ПТС, АВТО». «Ломбард». «Скупка». «Комиссия», «Низкий %. Высокая оценка», поскольку в ней нарушены требования части 13 статьи 28 Закона о рекламе.

 

Неэтичная реклама

В рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

1. Решением Хакасского УФАС России по делу № 019/05/5-201/2021 от 06.03.2021 реклама следующего содержания: «Бетон. Любые объёмы. 397-600. Септики, www.algoritm19.ru. Алгоритм» признана ненадлежащей, ООО «…» признано нарушившим за нарушение части 6 статьи 5 Закона о рекламе (неэтичая реклама с использованием изображения полуобнаженной женщины), предписание решено не выдавать в связи с устранением нарушения рекламного законодательства.

 

Реклама товаров при дистанционном способе их продажи

В рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

1. Решением Хакасского УФАС России по делу № 019/05/8-1414/2020 от 01.02.2021 реклама следующего содержания: «АПТЕКА Лекарь доставка лекарств на дом 8 (902) 010 47 67   2-15-00», расположенную на рекламном баннере по адресу: г. Черногорск, ул. Советская, 50 признана ненадлежащей, общество с ограниченной ответственностью «…» - ответственным за нарушение требований, установленных статьей 8 Закона о рекламе. Выдано предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

 

Реклама, распространяемая по сетям электросвязи

Распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

1. Решением Хакасского УФАС России по делу № 019/05/18-238/2021 от 01.06.2021 реклама, распространяемая ПАО «…», ООО «…», ООО «…», ПАО «…», с текстом «Время - деньги! Оформите кредитную карту не выходя из дома! Узнайте условия и заключите договор на vostbank.ru/mb ПАО КБ «Восточный» признана ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 1 статьи 18 Закона о рекламе. Предписание решено не выдавать в связи с прекращением нарушения рекламного законодательства.

 

2. Аналогичное решение по делу № 019/05/18-364/2021 19.05.2021 принято в отношении цепочки рекламораспространителей с текстом «Скидки по любви: Золото, Бриллианты от 1290 р и всё до – 70% до 14 февраля», поскольку в ней нарушены требования части 1 статьи 18 Закона о рекламе. Выданы предписания об исключении из базы телефонных номеров абонентов для распространения рекламы телефонный номер заявителя.

Решение обжалуется в Арбитражном суде Республике Хакасия.

 

3. Решением Хакасского УФАС России по делу № 019/05/18-411/2021 от 01.06.2021 реклама с текстом «По заявке 8950 одобрена сумма 18000 руб mfo1.co/CmSO5dPt», распространяемая ИП «…» признана ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 1 статьи 18 Закона о рекламе.

Предписание решено не выдавать в связи с прекращением нарушения рекламного законодательства.

 

4. Решением Хакасского УФАС России по делу № 019/05/18-638/2021 от 15.07.2021 реклама, распространяемая ИП «…» с предложением карты рассрочки «Халва» +7 926 084 74 25 признана ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 1 статьи 18 Закона о рекламе. Предписание решено не выдавать.

 

5. Решением Хакасского УФАС России по делу № 019/05/18-469/2021от 19.07.2021 реклама, распространяемую АО «…», ООО «…» об услугах АО «…», признана ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 1 статьи 18 Закона о рекламе. Предписание решено не выдавать.

Решение обжалуется в Арбитражном суде Республике Хакасия.

 

6. Решением Хакасского УФАС России по делу № 019/05/18-603/2021 от 15.07.2021 реклама, распространяемая ООО «…» с предложением услуг массажного салона от номера +7 945 225 01 32, признана ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 1 статьи 18 Закона о рекламе. Предписание решено не выдавать.

 

7. Решением Хакасского УФАС России по делу № 019/05/18-667/2021 от 07.09.2021 реклама, распространяемая ПАО «…», ИП «…» с текстом «25.000 руб. для новых игроков! Забрать тут -> fin48.co/RRjS10», признана ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 1 статьи 18 Закона о рекламе. Предписание решено не выдавать.

 

Не допускается использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматического дозванивания, автоматической рассылки).

8. Решением Хакасского УФАС России по делу № 019/05/18-819/2021 от 21.09.2021 реклама медицинских услуг, распространяемая ООО «…» признана ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования частей 1, 2 статьи 18 Закона о рекламе. Предписание по настоящему делу решено не выдавать в связи с прекращением ее распространения.

 

9. Решением Хакасского УФАС России по делу № 019/05/18-726/2021 от 12.10.2021 реклама медицинских услуг, распространяемая ООО «…» признана ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования частей 1, 2 статьи 18 Закона о рекламе. Предписание по настоящему делу решено не выдавать.

 

10. Решением Хакасского УФАС России по делу № 019/05/18-659/2021 от 17.09.2021 реклама, распространяемая ООО «…» следующего содержания: «Здравствуйте! У Вас есть возможность получить кредитную карту: 100 дней без процентов и возможностью снимать наличные без комиссии. Узнать подробности – нажмите один» от номера +7 965 796 81 42 признана ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования частей 1, 2 статьи 18 Закона о рекламе. Предписание по настоящему делу решено не выдавать.

 

11. Решением Хакасского УФАС России по делу № 019/05/18-412/2021 от 17.09.2021 реклама с текстом «Здравствуйте! В ближайшие два дня … обширное обследование организма и прием врачей … . Актуально для жителей Санкт-Петербурга. Для получения более подробной информации нажмите да», распространяемая ООО «…», признана ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования частей 1, 2 статьи 18 Закона о рекламе. Предписание по настоящему делу решено не выдавать.

 

12. Решением Хакасского УФАС России по делу № 019/05/18-603/2021 от 16.09.2021 реклама с текстом «Здравствуйте! Медицинский центр города Москвы приглашает без оплаты пройти послековидную реабилитацию с консультацией терапевта, а также УЗИ нижних конечностей, обследование шеи, обследование суставов с консультацией профильного врача. Если Ваш возраст от 35 лет и вы хотите записаться, нажмите любую цифру», распространяемая ООО «…», признана ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования частей 1, 2 статьи Закона о рекламе. Предписание по настоящему делу решено не выдавать.

 

Объекты рекламирования, реклама которых не допускается

Не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

         1. Решением Хакасского УФАС России по делу № 019/05/7-384/2021 от 14.05.2021 признана ненадлежащей реклама следующего содержания: «Фитобочка, обертывания, скрабы. Фитобочка - сокровище среди СПА-процедур. Кедровая бочка позволит окунуться в атмосферу блаженства. Благодаря пару высокой температуры, наполненному ароматами сибирского разнотравья, поры раскрываются, а кожа становится подтянутой. Дополнят ощущение неги - расслабляющие процедуры (про массаж). Они помогут снять нервное напряжение, а натуральные масла подарят чувство гармонии. Стресс и тревога уйдут. Отвлечься от повседневной рутины поможет молочная ванна. Витающие в воздухе ароматы масел и трав, а также обстановка в стиле сибирской здравницы помогут погрузиться в состояние покоя. После всех расслабляющих процедур гостей угощают ароматным полезным чаем. Это закрепит эффект удовольствия и восполнит жизненные силы. Спа-салон «…» приглашает на расслабляющие процедуры: фитобочка, обертывания, скрабы. Есть в продаже подарочные сертификаты. Подарите своим близким блаженство. СПА-салон «…» Абакан, ул. Некрасова, 41. НА ПРАВАХ РЕКЛАМЫ», поскольку в ней нарушены требования пункта 7 статьи 7 Закона о рекламе. Предписание по настоящему делу не выдано ввиду отсутствия сведений о дальнейшем распространении ненадлежащей рекламы.

Приложенные файлы
Публичные_обсуждения_на_07.12.2021-ОО_Липина-1638861081.docx (46,9 КБ)
Наверх