ДОКЛАД о результатах правоприменительной практики Хакасского УФАС России за 2019 года в сфере контроля законодательства о контрактной системе в сфере закупок
11 декабря 2019, 00:00
Тип документа:
Доклады

I. Статистика.

 

На сегодняшний день, за 2019 год Хакасским УФАС России рассмотрено 182 жалоб (из них признаны обоснованными, в том числе частично обоснованными – 53, необоснованными - 81, возращены заявителю – 34, отозваны - 14).

 

Кроме того, Инспекцией Управления проведено 3 плановых проверки и 43 внеплановых проверки, рассмотрено 285 административных дел, 83 обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков.

II. В 2019 году неоднократно вносились изменения в 44-ФЗ, которые заслуживают особого внимания, в связи с чем, предлагаем в кратком обзоре рассмотреть наиболее значимые из них.

Следует также напомнить, что с 1 января 2019 года заказчики обязаны закупать продукцию только электронными процедурами, а участники, в свою очередь, должны регистрироваться в ЕИС.

С 1 января 2019 года изменился расчет объема закупок у субъектов малого предпринимательства: теперь заказчики могут включать в расчет совокупного годового объема закупок (далее – СГОЗ) закупки у единственного поставщика из субъектов малого предпринимательства (далее – СМП) или социально-ориентированных некоммерческих организаций (далее – СОНКО), которые осуществляются в случае признания конкурентного способа определения поставщика (среди СМП) несостоявшимся. Это нововведение упростило жизнь заказчикам, т.к. с учетом закупок у единственного поставщика, которые начнут учитываться в СГОЗ, достичь планки в 15% станет проще.

С 1 июля 2019 года банковскую гарантию для обеспечения участия стало возможно использовать в таких видах закупок как электронный аукцион, открытый конкурс в электронной форме, двухэтапный конкурс в электронной форме и в конкурсе с ограниченным участием.

При этом, участникам закупок с преимуществами СМП, СОНКО, предложившими цену контракта на 25% и более ниже установленной в извещении о закупке, и с которыми заключается контракт, предоставлен «льготный» режим предоставления обеспечения исполнения контракта:

- 1,5 размер обеспечения рассчитывается не от НМЦК, а от цены, по которой заключается контракт (но не менее аванса);

- размер обеспечения гарантийных обязательств не должен превышать 10% НМЦК;

- участник закупки освобожден от предоставления обеспечения исполнения контракта, если до заключения контракта предоставит информацию из реестра контрактов, подтверждающую исполнение этим участником в течение 3 лет до даты подачи заявки на участие в закупке 3 контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек, общая сумма цен которых будет не менее НМЦК, указанной в извещении и документации о закупке.

 

В целях упрощения закупок работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, в том числе линейных, в описание объекта закупки необходимо включать проектную документацию, за исключением случаев, если градостроительным законодательством не предусмотрена подготовка проектной документации. При этом, наличие проектной документации считается надлежащим исполнением требований по описанию объекта закупки.

Отличительной особенностью проведения таких электронных аукционов состоит в том, что первой частью заявки участника закупки считается поданное с применением программно-аппаратных средств электронной площадки согласие на выполнение работ. Кроме того, заказчикам не требуется оформлять протокол в этом случае.

Электронный аукцион в таком случае проводится уже через 4 часа после окончания срока подачи заявок на участие, а первую и вторую части заявок оператор направляет заказчику в течение 1 часа после размещения протокола проведения электронного аукциона.

 

Еще одним нововведением является расширение перечня случаев, в которых возможно изменение существенных условий контрактов при их исполнении:

- изменения объема и (или) видов выполняемых работ по контракту не более чем на 10% от его цены, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, кап. ремонту, сносу объекта кап. строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия;

- если контракт на выполнение строительных работ или работ по сохранению объектов культурного наследия не исполнен по независящим от сторон обстоятельствам, влекущим невозможность исполнения, то заказчик вправе однократно продлить срок исполнения контракта на срок, не превышающий указанный при заключении контракта. В таком случае подрядчику необходимо предоставить новое обеспечение исполнения контракта. Если неисполнение произошло по вине подрядчика ‑ продление возможно при условии отсутствия у подрядчика неисполненных требований по уплате неустоек.

 

С 1 июля 2019 Заказчики могут заключить контракт с участником закупок, с которым он вправе заключать контракт при уклонении победителя (при условии согласия такого участника) в случае расторжения контракта, заключенного с победителем закупки.

В случае, когда контракт расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика, то решение о заключении нового контракта может быть принято при условии включения исполнителя по контракту в РНП.

 

Приятной новостью для всех заказчиков стало вступление в силу изменений в закон 44-ФЗ, связанных с корректировкой требований к планированию закупок. Исключены положения о ведении планов закупок, план-график стал единым документов планирования закупок.

 

Еще одним, упрощающим жизнь Заказчикам нововведением с 31 июля является снятие освобождение от обязанности размещения в ЕИС извещения об осуществлении любых закупок у единственного поставщика.

Также стоит обратить внимание, что обосновывать цену контракта и прилагать такое обоснование к проекту контракта необходимо в отдельных случаях, например, при закупке работ и услуг, оказываемых органами власти и их подведомственными организациями, в целях ликвидации аварий и в режиме ЧС, для оказания неотложной медпомощи.

III. Далее хотелось бы рассказать о нарушениях 44-ФЗ, которые зачастую выявляет Хакасское УФАС России при рассмотрении жалоб и проведении внеплановых проверок.

 

1. Нарушение ч.5 и 8 ст.34 Закона 44-ФЗ - установление в проекте контракта ответственности сторон не в соответствии с изменениями от 02.08.2019 в Постановление Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. № 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. № 1063», которым установлены размеры штрафных санкций в случае заключения контракта с СМП (пункт 4).

Кроме того, в Постановление № 1042 внесены изменения и исключены слова «в виде фиксированной суммы» при определении размеров штрафа.

 

2. Нарушение ч.30 ст.34 - отсутствие в проекте контракта обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае отзыва у банка, предоставившего банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций предоставить новое обеспечение исполнения контракта не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) о необходимости предоставить соответствующее обеспечение.

3. Нарушение ч. 7 ст.110.2 Закона 44-ФЗ при проведении закупок на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов капитального строительства – отсутствие или незаполненные график производства строительных и монтажных работ и графика оплаты выполненных работ, утвержденных Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 05.06.2018 г № 336/пр «Об утверждении методики составления графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных по контракту (договору), предметом которого является строительство и реконструкция объектов капитального строительства, работ».

4. Нарушение части 1 статьи 64 Закона 44-ФЗ – участились случаи размещения заказчиками противоречивой информации в извещении и в документации о закупке. Так, например, в извещении может отсутствовать информация о размере, порядке и возможных способах обеспечения заявки на участие в закупки, обеспечения исполнения контракта, а то время как документация об аукционе такая информация присутствует.

5. Нарушение ч. 6 ст. 66 Закона 44-ФЗ - в части установления требования о предоставлении участниками закупки во второй части заявки за участие документов, подтверждающих соответствие дополнительным требованиям в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям».

В настоящее время, такие документы участник закупки в силу положений ч. 12 ст. 24.2 Закона 44-ФЗ направляет оператору этой электронной площадки в отношении каждой закупки электронные документы (или их копии), предусмотренные перечнем, установленным Правительством Российской Федерации.

6. Нарушение п.1, 2 ч.1 ст.33 Закона 44-ФЗ - установление требований к материалам, используемым при выполнении работ или при закупке товаров в противоречие с положениями указанных заказчиком ГОСТов.

7. Нарушение п.2 ч.1 ст.64 – ненадлежащая инструкция по заполнению заявки.

Такое нарушение комиссией антимонопольного органа по-прежнему выявляется и является, на наш взгляд существенным, поскольку ненадлежащая инструкция, как правило вводит участников закупки в заблуждение, не позволяет должным образом заполнить заявку на участие в электронном аукционе, что ведет к признанию такой заявки несоответствующей и отказу участнику в допуске к участию в электронном аукционе.

Хакасское УФАС России в очередной раз рекомендует заказчикам корректировать «типовую» инструкцию применительно к каждому объекту закупки, с учетом тех качественных, технических и функциональных характеристик, требования к указанию которых в заявке участника предъявляет заказчик.

8. Нарушение порядка рассмотрения заявок участников.

Исходя из сложившейся судебной практики, следует, что наличие в требованиях заказчика каких-либо разночтений исключает последующую возможность отклонения заявок участников со ссылкой на их несоответствие таким требованиям документации.

Кроме того, в случае предоставления участником закупки в составе заявки недостоверной, противоречивой информации (например, при условии нац.режима в закупке, указание участником различной страны происхождения товара), что не позволяет комиссии прийти к однозначному выводу о соответствии заявки участника – такую заявку следует признать несоответствующей по части 6.1 статьи 66 Закона 44-ФЗ (в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником электронного аукциона в соответствии с частями 3 и 5 статьи 66, аукционная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения).

 

IV. Также хотелось бы отдельно обратить Ваше внимание на следующее.

 

1. С 14.10.2019 вступил в силу Приказ Минфина № 111н от 18.07.2019, который дополнил перечень в рамках национального режима по Приказу Минфина № 126н от 04.06.2018 такими кодами по ОКПД2:

10.86.10.133 — смеси молочные адаптированные (заменители женского молока), в том числе начальные, сухие для детей раннего возраста;

10.86.10.134 — смеси молочные последующие сухие для детей раннего возраста;

10.86.10.135 — смеси кисломолочные сухие для детей раннего возраста;

10.86.10.139 — смеси молочные сухие прочие для детей раннего возраста.

 

2. С 1 сентября 2019 правило «третий лишний» при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции применяется заказчиками в соответствии с положениями постановления Правительства РФ от 10.07.2019 № 878.

Напомним, согласно Постановлению РФ от 10.07.2019 № 878 подтверждением соответствия радиоэлектронной продукции требованиям извещения и документации о закупке является декларация участника о нахождении радиоэлектронной продукции в реестре российской радиоэлектронной продукции с указанием номера реестровой записи. При этом ограничение не устанавливается, если в реестре отсутствует радиоэлектронная продукция, соответствующая необходимому заказчику классу (функциональному назначению), и (или) имеющаяся в реестре продукция по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции. Соответствующий реестр формируется и ведется Минпромторгом России.

 

 

 

Наверх