Доклад о результатах правоприменительной практики Хакасского УФАС России за 9 месяцев 2022 год в сфере контроля законодательства о контрактной системе в сфере закупок
30 сентября 2022, 14:00
Тип документа:
Доклады

ОТЧЕТ

о результатах правоприменительной практики

Хакасского УФАС России за 9 месяцев 2022 год в сфере контроля законодательства о контрактной системе в сфере закупок

 

I. Статистика.

За истекший период 2022 года Хакасским УФАС России рассмотрено 131 жалобы (из них признаны обоснованными, в том числе частично обоснованными – 41, необоснованными – 66, возращены заявителю – 18).

Кроме того, Комиссией Управления за истекший период 2022 года проведены 56 внеплановая проверка и 1 плановых проверки, возбуждено рассмотрено около 283 административных дел, привлечено к административной ответственности 217, рассмотрено 101 обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков (включено в реестр 51).

 

II. Нарушения Закона о контрактной системе, которые наиболее часто выявляет Хакасское УФАС России при рассмотрении жалоб и проведении внеплановых проверок.

 

1. Неиспользование каталога товаров, работ, услуг (далее – КТРУ) при описании объекта закупки, как того требует Постановление Правительства РФ № 145, либо же использование дополнительных характеристик, не предусмотренных позицией КТРУ, без обоснования необходимости такого использования, либо тогда, когда использование дополнительных характеристик не допустимо:

- осуществление закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) - 25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается запрет в соответствии с постановлением Правительства РФ № 616,

- осуществление закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения в соответствии с постановлением Правительства РФ № 878.

 

2. Неиспользование Типового контракта, Типовых условий при формировании проекта контракта, либо же изменение/дополнение постоянной части Типового контракта, которая не подлежит изменению.

 

        3. Не в полном объеме размещена проектная документация, сметная документация в единой информационной системе при опубликовании извещения об осуществлении закупки при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства и наличии соответствующей проектной документации – не выполняются требования пункта 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33.

 

4. Оформление графика оплаты выполненных по контракту работ, графика выполнения строительно-монтажных работ при закупках на строительство, реконструкцию объектов кап строительства не в соответствии с методикой, утвержденной Приказом Минстроя России от 05.06.2018 N 336/пр (часть 7 статьи 110.2 Закона)

 

5. Нарушение пункта 12 части 1 статьи 42 и части 2-5 статьи 31 Закона о контрактной системы – не указание либо ненадлежащим образом установленные доп. требования к участникам закупки в соответствии с постановлением Правительства РФ № 2571.

Отдельно стоит обратить внимание, что согласно позиции ФАС России подтвердить соответствие дополнительным требованиям, установленным постановлением Правительства РФ № 2571, можно только контрактами (договорами) генерального подряда (письма от 11.09.2019 N МЕ/79668/19, от 19.06.2019 N МЕ/51304/19).

 

6. Нарушения в части неправомерного допуска либо отказа в допуске к участию в электронном аукционе со стороны комиссии Заказчика, уполномоченного органа.

Действительно, исходя из требований Закона о контрактной системе, комиссия проверяет заявки участников закупки в строгом соответствии с требованиям аукционной документации и не вправе выходить «за рамки» утвержденной Заказчиком документации.

Вместе с тем, в настоящее время судебная практика складывается таким образом, что суды делают выводы о том, что аукционная комиссия не только не лишена права и возможности проверить на официальных сайтах органов государственной власти, официальных информационных ресурсах информацию относительно предоставляемой участником закупки информации, но также и в ряде случаев обязана это сделать.

Кроме того, следует отметить, что исходя из сложившейся практики, наличие в требованиях заказчика каких-либо разночтений исключает последующую возможность отклонения заявок участников со ссылкой на их несоответствие таким требованиям документации.

 

7. Указание требования по части 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системы в недействующей редакции закона.

           Пунктом 7 статьи 2 Федерального закона от 16.04.2022 N 104-ФЗ (ред. от 28.06.2022) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в часть 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, согласно которым, слова «информации о лицах, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 статьи 104 настоящего Федерального закона» заменить словами «о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом «в» пункта 1 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если Правительством Российской Федерации не установлено иное».

Изменения, внесенные Федеральным законом от 30.12.2020 N 539-ФЗ в часть 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, вступили в силу с 09.07.2022.

 

8. Нарушение части 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системы – не установление в проекте контракта ответственности сторон в соответствии с постановлением Правительства РФ № 1042.

 

9. Нарушение части 3 статьи 96 Закона о контрактной системы –указание в проекте контракта предоставление в качестве обеспечения исполнения контракта банковской гарантии, тогда как с 01.01.2022 года необходимо указывать предоставление независимой банковской гарантии.

 

10. Нарушение части 30 статьи 34 Закона о контрактной системы – неуказанные в проекте контракта (в случае наличия требования обеспечения исполнения контракта) обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае отзыва в соответствии с законодательством Российской Федерации у банка, предоставившего независимую банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций предоставить новое обеспечение исполнения контракта не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) о необходимости предоставить соответствующее обеспечение.

 

11. Нарушение части 13 статьи 34 Закона о контрактной системы – неуказание в проекте контракта о порядка и сроков оплаты товара, работы или услуги, а также ненадлежащее указания условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.

 

     12. Заказчиками по прежнему в нарушение части 27 статьи 34 Закона о контрактной системы указывается о возврате денежных средств контрагенту перечисленных заказчику в качестве обеспечения исполнения контракта после предоставления письменного обращения контрагентом и указывается не корректный срок возврата такого обеспечения, тогда как предусмотрен законодательством предусмотрено, что срок возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) таких денежных средств не должен превышать тридцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, а в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системы, такой срок не должен превышать пятнадцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.

    

       13. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системы заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системы, в том числе:

 1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Данное требование зачастую заказчиками не устанавливается либо устанавливается ненадлежащим образом, например требование о членстве СРО. С 01.05.2022 Федеральным законом № 124-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», изменен минимальный размер обязательств по договору строительного подряда для выполнения по такому договору строительных работ без членства в СРО с 3 до 10 миллионов рублей. Указанный закон вступил в силу 01 мая 2022 года.

 

        В 2022 году в рамках законодательства о контрактной системе Управлением были проведены публичные слушания в марте и июле 2022 года, а также приняло участие в семинарах, которые были организованы представителями электронных торговых площадок ООО «РТС-тендер», АО «Сбербанк-АСТ», где были освещены нововведения Закона о контрактной системы, применение на практике и нарушения в сфере закупок

         Также, Управлением на постоянной основе публикуются пресс релизы по результатам рассмотрения жалоб, обращений о включении в РНП, где отражаются нарушения, допускающие заказчиками. Также освещаются изменения в законодательстве о закупках с целью предупреждения допущения заказчиками ошибок при осуществлении закупок.

 

Наверх