ДОКЛАД с руководством по соблюдению обязательных требований, дающим разъяснение, какое поведение является неправомерным (в том числе анализ и обобщение практики применения антимонопольного законодательства на территории Республики Хакасия) за 2021 года и истекший период 2022 года
28 февраля 2022, 14:11
Тип документа:
Доклады

Положения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в последней редакции 275-ФЗ устанавливает запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Злоупотреблением доминирующим положением, результатом которого является или может являться ущемление интересов неопределенного круга потребителей следует рассматривать, например, установление или поддержание доминирующим хозяйствующим субъектом монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

Так, за 2021 год в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия поступило 239 заявлений о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения положений части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Комиссией вынесено решение о нарушении антимонопольного законодательства о признании ПАО «Россети Сибирь» нарушившим положения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части действий, выразившихся в злоупотреблении доминирующим положением путем совершения действий по составлению, направлению в отношении индивидуального предпринимателя Акта о неучтенном потреблении электроэнергии при выявлении факта безучетного потребления и выставлению в отношении него соответствующего счета, что привело к ущемлению интересов предпринимателя. Находится в стадии судебного обжалования.

В 2022 году комиссией вынесено решение о нарушении антимонопольного законодательства о признании ООО «Аэросити-2000» нарушившим положения пунктов 3, 4 и 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением путем совершения действий по навязыванию невыгодных условий договора потребителю, прекращению оказания услуги, отказу от заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, что привело к ущемлению интересов АО «Почта России» в сфере предпринимательской деятельности. ООО «Аэросити-2000» выдано предписание, которое находится в стадии исполнения.

 

С момента вступления в силу последней редакции части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции заявления физических лиц о нарушении антимонопольного законодательства доминирующим хозяйствующим субъектом путем ущемления их интересов, не связанных с предпринимательской деятельностью, а также не связанных с недопущением, ограничением, устранением конкуренции или не связанных с ущемлением интересов неограниченного круга потребителей подлежат направлению в течение семи дней с момента их регистрации в соответствующий орган исполнительной власти на основании части 3 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» с обязательным уведомлением таких граждан о переадресации.

Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 года № 332, Роспотребнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе, федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей. Таким образом, поступившее в антимонопольный орган заявление гражданина об ущемлении доминирующим хозяйствующим субъектом его интересов в связи с исполнением обязательств, возникающих из договорных или преддоговорных отношений подлежит направлению в Роспотребнадзор для рассмотрения в соответствии с компетенцией, поскольку в указанном случае гражданин должен пользоваться правами, предоставленными ему Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами.

Ущемление доминирующим хозяйствующим субъектом интересов гражданина может быть связано с нарушением правил предоставления коммунальных услуг. Такие заявления антимонопольному органу необходимо направлять в соответствующий орган государственного жилищного надзора, поскольку в соответствии с Положением о государственном жилищном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 года № 493, в целях осуществления государственного жилищного надзора органы государственного жилищного надзора в пределах установленных полномочий организуют и проводят плановые и внеплановые документарные и выездные проверки соблюдения органами государственной власти,  органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, в том числе, к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах; определению размера и внесению платы за коммунальные услуги; порядку и условиям заключения договоров управления многоквартирными домами и иных договоров, обеспечивающих управление многоквартирным домом, в том числе содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, и договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Также граждане подают заявления об ущемлении их интересов страховыми организациями. В таких случаях заявление подлежит переадресации антимонопольным органом в Банк России, поскольку согласно пункту 18.4 статьи 4 Федерального закона от 10.07.2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России осуществляет защиту прав и законных интересов акционеров и инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению.

 

Согласно последней редакции части 1 статьи 25.7 Закона о защите конкуренции в числе лиц, которым могут быть направлены предостережения, указаны также должностные лица федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственного внебюджетного фонда. Указанная статья также дополняется частью 2.1, согласно которой основанием для направления предостережения должностному лицу федерального органа исполнительной власти,  органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственного внебюджетного фонда является информация о планируемых таким должностным лицом действиях (бездействии), способных привести к нарушению антимонопольного законодательства, если при этом отсутствуют основания для возбуждения и рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства. В соответствии с частью 3 статьи 25.7 Закона о защите конкуренции решение о направлении предостережения принимается руководителем антимонопольного органа в срок не позднее чем в течение десяти дней со дня, когда антимонопольному органу стало известно о наличии оснований, предусмотренных частями 2 или 21 указанной статьи.

В текущем периоде выдано Предостережение о недопустимости совершения действий, которые могут привести к нарушению пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции: в связи с публично опубликованной ООО «Аэросити – 2000» 09 февраля 2021 года информации в сети Интернет о том, что общество отказывается осуществлять вывоз твердых коммунальных отходов сверх установленных нормативов потребления.

 

Значительно расширен перечень оснований для выдачи предупреждения. Кроме ранее существовавших оснований выдачи предупреждения хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3 (навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него и не относящихся к предмету договора) и 5 (экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора) части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции,  новой редакцией предусмотрена выдача предупреждений в случае выявления признаков нарушения: пункта 6 (экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен доминирующим хозяйствующим субъектом) части 1 статьи 10; пункта 8 (создание дискриминационных условий доминирующим хозяйствующим субъектом) части 1 статьи 10; статей 14.1 (запрет на недобросовестную конкуренцию путем дискредитации), 14.2 (запрет на недобросовестную конкуренцию путем введения в заблуждение), 14.3 (запрет на недобросовестную конкуренцию путем некорректного сравнения), 14.7 (запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с незаконным получением, использованием, разглашением информации, составляющей коммерческую или иную охраняемую законом тайну), 148 (запрет на иные формы недобросовестной конкуренции); статьи 15 (запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) органов государственной власти и местного самоуправления,  органов и организаций, осуществляющих их функции, организация, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг) Закона о защите конкуренции.

Необходимо учитывать, что принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении указанных пунктов (статей) Закона о защите конкуренции без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

Изменена часть 8 статьи 391 Закона о защите конкуренции. В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Происходит расширение круга лиц, которым может быть выдано предупреждение. В новой (последней) редакции предупреждения могут быть выданы: хозяйствующему субъекту; федеральному органу исполнительной власти; органу государственной власти субъекта Российской Федерации; органу местного самоуправления; иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям; организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг; государственному внебюджетному фонду.

Антимонопольный орган вправе выдавать предупреждения следующего содержания: о прекращении действий (бездействия); об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства; об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

В случае исполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства подлежит прекращению на основании части 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции. В случае не исполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства подлежит дальнейшему рассмотрению.

При решении вопроса о необходимости выдачи предупреждения необходимо иметь в виду, что предупреждение не может быть выдано, если действия (бездействие), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, на момент принятия решения о выдаче предупреждения прекращены. Например, признан утратившим силу или отменен акт соответствующего органа государственной власти, прекращен акт (действие) недобросовестной конкуренции. Вместе с тем, если последствия нарушения продолжают существовать, то антимонопольный орган обязан выдать предупреждение об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения. Например, в результате нарушения порядка предоставления субсидий денежные средства бюджета представлены актом государственного органа как лицам, имеющим право на предоставление субсидий, так и лицам, у которых такое право отсутствует, чем созданы дискриминационные условия; акт соответствующего органа отменен, вместе с тем, денежные средства, предоставленные в качестве субсидии лицам, не имеющим на это права, не возвращены в бюджет. В таком случае существует необходимость выдачи предупреждения об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

Так, в ходе рассмотрения заявлений выдано 3 (три) Предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства:

1) в связи с наличием в действиях ГУП РХ «Хакресводоканал» признаков нарушения пунктов 3 и 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, для чего необходимо было прекратить нарушение антимонопольного законодательства путем установления в преамбуле Договора холодного водоснабжения и водоотведения способа осуществления закупки по пункту 4 части 1 статьи 93 Закона о закупках. Предупреждение исполнено, дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждалось.

2) в связи с наличием в действиях ООО «Аэросити – 2000» признаков нарушения пунктов 3 и 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, для чего необходимо прекратить навязывание невыгодных условий договора АО «Почта России» в лице УФПС по Республике Хакасия, для чего:

- привести проект договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с условиями, предусмотренными типовым договором, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации № 1156;

- применить норматив накопления твердых коммунальных отходов к объектам АО «Почта России» в лице УФПС по Республике Хакасия в соответствии с законодательством Российской Федерации и доводами, изложенными в настоящем предупреждении;

- исключить отделения почтовой связи АО «Почта России» в лице УФПС по Республике Хакасия, где твердые коммунальные отходы не образуются и образование которых не доказано, в соответствии с законодательством Российской Федерации и доводами, изложенными в настоящем предупреждении,

для чего направить соответствующий проект договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами АО «Почта России» в лице УФПС по Республике Хакасия в соответствии с законодательством Российской Федерации и доводами, изложенными в предупреждении. Предупреждение исполнено, дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждалось.

3) в связи с наличием в действиях ООО «Торговая сеть «Командор» признаков нарушения пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, для чего необходимо снизить розничные цены на социально значимые товары первой необходимости (масло сливочное, молоко питьевое, мука пшеничная, лук репчатый, рыба мороженая неразделанная сельдь, масло подсолнечное рафинированное, рис шлифованный, пшено, крупа гречневая – ядрица, макаронные изделия из пшеничной муки, яблоки) в магазине «Хороший» торговой сети «Командор», расположенном по адресу: ул. Базовая, д. 18, г. Сорск, Республика Хакасия, до уровня цен, установленных в магазине «Хороший» торговой сети «Командор», расположенном по адресу: ул. Торговая, д. 18, г. Абакан, Республика Хакасия. Предупреждение исполнено, дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждалось.

 

Особо следует отметить случаи, когда гражданин заявляет о действиях хозяйствующих субъектов, связанных с нарушением правил подключения (технологического присоединения) к соответствующим сетям. В таких случаях по заявлению антимонопольным органом должно быть принято решение о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП).

В рассматриваемый период должностными лицами Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия возбуждено 114 дел об административных правонарушениях по признакам нарушения сроков технологического присоединения (нарушение положений статьи 9.21 КоАП РФ). Внесено 19 представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Основное нарушение – нарушение сроков выполнения мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств потребителей. Все вынесенные постановления должностными лицами антимонопольного органа являются предметом рассмотрения в Арбитражном суде Республики Хакасия. Суд указывает на законность таких постановлений и внесенных Представлений об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, в том числе по доводам заявителей: о нарушении процедуры рассмотрения дел об административной ответственности (основания для возбуждения дела, незаконное проведение административных расследований и нарушение его сроков, не рассмотрение ходатайств и т.п.); о нарушении порядка установления места совершения административных правонарушений; не установление формы совершения административного правонарушения (действие или бездействие);

Также в текущем году рассмотрено два дела по нарушению пункта 6 Правил № 861, выразившихся в препятствовании перетоку электрической энергии в отношении ООО «ЖБИ Абакана» и в взимании платы за переток в отношении ООО «ВСК – Терминал».

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия подготовлены анализы состояния конкурентной среды на следующих рынках:

1) на товарном рынке услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов;

2) на розничном рынке электрической энергии (мощности) в 2020 году на территории Республики Хакасия;

3) на рынке услуг по управлению многоквартирными домами в городе Абакане Республики Хакасия в 2020 году;

4) на розничных рынках автомобильных бензинов Республики Хакасия в 2020 году;

5) на розничных рынках дизельного топлива Республики Хакасия в 2020 году;

6) на рынке услуг по транспортированию медицинских отходов класса «Б» в городе Абакане Республики Хакасия в 2020 году;

7) на рынке услуг, оказываемых владельцами складов временного хранения в Республике Хакасия;

8) на рынке услуг по обращению с отходами I и II классов опасности в Республике Хакасия в 2020 году;

9) на рынке услуг по техническому обслуживанию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования в Республике Хакасия.

Наверх