ДОКЛАД
о результатах правоприменительной практики
Хакасского УФАС России за 4 квартал 2018 года в сфере контроля законодательства о контрактной системе в сфере закупок
I. Статистика.
На сегодняшний день, за истекший период 4 квартала 2018 года Хакасским УФАС России рассмотрено 31 жалоба (из них признаны обоснованными, в том числе частично обоснованными – 10, необоснованными - 14, возращены заявителю – 5, отозваны - 2).
Кроме того, Инспекцией Управления проведена плановая проверка и 5 внеплановых проверок, рассмотрено 38 административных дел, 6 обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков.
II. В 2018 году неоднократно вносились изменения в 44-ФЗ, которые заслуживают особого внимания, в связи с чем, предлагаем в кратком обзоре рассмотреть наиболее значимые из них.
Следует также напомнить, что с 1 января 2019 года заказчики обязаны закупать продукцию только электронными процедурами, а участники, в свою очередь, должны регистрироваться в ЕИС.
Затем в течение одного дня информация об участниках попадает на все электронные площадки, которые отобрали для закупок по Закону № 44-ФЗ. Участника регистрируют в ЕИС и аккредитуют на площадке на три года. Перерегистрироваться можно будет не ранее чем за шесть месяцев до истечения срока регистрации. За четыре месяца система уведомит поставщика о том, что срок истекает. За три месяца до окончания срока регистрации участник, который не прошел перерегистрацию, не сможет подавать заявки. Участники, которые зарегистрируются в ЕИС, попадут в реестр поставщиков. Вести реестр будут в ЕИС с 1 января 2019 года.
С 1 января 2019 года изменяется расчет объема закупок у субъектов малого предпринимательства: заказчикам разрешат включать в расчет совокупного годового объема закупок (далее – СГОЗ) закупки у единственного поставщика из субъектов малого предпринимательства (далее – СМП) или социально-ориентированных некоммерческих организаций (далее – СОНКО), которые осуществляются в случае признания конкурентного способа определения поставщика (среди СМП) несостоявшимся.
Это нововведение с января 2019 года упростит жизнь заказчикам, т.к. в обязательном порядке не менее 15% контрактов должно быть заключено именно с представителями СМП, СОНКО. А с учетом закупок у единственного поставщика, которые начнут учитываться в СГОЗ, достичь планки в 15% станет проще.
С 1 июля 2019 года банковскую гарантию для обеспечения участия можно использовать в таких видах закупок как электронный аукцион, открытый конкурс в электронной форме, двухэтапный конкурс в электронной форме и в конкурсе с ограниченным участием.
III. Далее хотелось бы рассказать о нарушениях 44-ФЗ, которые зачастую выявляет Хакасское УФАС России при рассмотрении жалоб и проведении внеплановых проверок.
1. Нарушение ч.5, 7, 8 ст.34 Закона 44-ФЗ - установление в проекте контракта ответственности сторон по утратившему силу (с 08.09.2017) Постановлению Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом».
В настоящее время действует ПП № 1042, которым установлены иные размеры штрафных санкций.
Кроме того, в Закон 44-ФЗ внесены изменения и необходимо в положениях контракта использовать «ключевую ставку», а не «ставку рефинансирования», как это было ранее.
2. Нарушение ч.13 ст.34 - отсутствие в проекте контракта обязательных условий об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком
3. Нарушение п.8 ч.1 ст.64 Закона 44-ФЗ – не указание в проекте контракта конкретного срока его действия, что не позволяет рассчитать срок действия банковской гарантии, который должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Таким образом, фактически создается ситуация при которой участник лишается своего самостоятельного права по выбору способа обеспечения исполнения контракта, поскольку невозможно рассчитать срок, на который ему следует предоставить банковскую гарантию.
4. Нарушение ч.8 ст.30 Закона 44-ФЗ - установление срока оплаты для СМП более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.
5. Нарушение ст.31 и ст.64 Закона 44-ФЗ - в части неустановления к участникам закупки дополнительных требований в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям».
6. Нарушение п.1, 2 ч.1 ст.33 Закона 44-ФЗ - установление требований к материалам, используемым при выполнении работ или при закупке товаров в противоречие с положениями указанных заказчиком ГОСТов.
7. Нарушение п.2 ч.1 ст.64 – ненадлежащая инструкция по заполнению заявки.
Такое нарушение комиссией антимонопольного органа по-прежнему выявляется и является, на наш взгляд существенным, поскольку ненадлежащая инструкция, как правило вводит участников закупки в заблуждение, не позволяет должным образом заполнить заявку на участие в электронном аукционе, что ведет к признанию такой заявки несоответствующей и отказу участнику в допуске к участию в электронном аукционе.
Хакасское УФАС России в очередной раз рекомендует заказчикам корректировать «типовую» инструкцию применительно к каждому объекту закупки, с учетом тех качественных, технических и функциональных характеристик, требования к указанию которых в заявке участника предъявляет заказчик.
8. Нарушение порядка рассмотрения заявок участников.
Исходя из сложившейся судебной практики, следует, что наличие в требованиях заказчика каких-либо разночтений исключает последующую возможность отклонения заявок участников со ссылкой на их несоответствие таким требованиям документации.
Кроме того, в случае предоставления участником закупки в составе заявки недостоверной, противоречивой информации (например, при условии нац.режима в закупке, указание участником различной страны происхождения товара), что не позволяет комиссии прийти к однозначному выводу о соответствии заявки участника – такую заявку следует признать несоответствующей по части 6.1 статьи 66 Закона 44-ФЗ (в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником электронного аукциона в соответствии с частями 3 и 5 статьи 66, аукционная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения).
IV. Также хотелось бы отдельно обратить Ваше внимание на следующее.
Приказ Минэкономразвития № 155 об условиях допуска иностранных товаров заменен на приказ Минфина № 126н.
Минфин России издал приказ от 4 июня 2018 г. N 126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – приказ №126н), который заменяет» (далее – приказ №155).
Приказ № 126н вступил в силу с момента признания утратившим силу приказа № 155, то есть с 5 ноября 2018 г. С указанной даты заказчикам надо будет проводить закупки с учетом приказа № 126н. В связи с этим закупки, которые будут размещены в ЕИС до 05.11.2018 г. проводятся согласно положений приказа № 155, а вот после указанной даты закупки должны проводится по новым требованиям.
Следует учесть важные положения в пункте 3 приказа №126н о том, что не могут быть предметом одного контракта (одного лота) товары, указанные в приложении и не указанные в нем. При этом приказ № 155 в таких случаях просто не применялся.
Важно отметить то, что приказ № 126н в отличии от приказа №155 не предусматривает возможности предоставления преференций участникам, которые предоставили смешанные заявки (доля иностранных товаров меньше 50%).
Случаи, в которых положения приказа № 126н не применяются сводятся к трем пунктам:
а) если закупка признается несостоявшейся;
б) если все заявки (окончательные предложения) участников закупки, содержат предложения о поставке товаров, происходящих исключительно из государств - членов Евразийского экономического союза;
в) если все заявки (окончательные предложения) участников закупки, содержат предложение о поставке товаров, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза).
Таким образом, преференции согласно приказу № 126н будут предоставляться только заявкам с товарами из стран ЕЭС.
Начало проведения закупок в едином агрегаторе торговли «Березка»
В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 № 824-р с 1 ноября федеральные органы исполнительной власти и их казенные учреждения должны закупать через единый агрегатор торговли (далее – ЕАТ) малые закупки по п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.
Распоряжением Правительства РФ от 27 октября 2018 г. № 2326-р внесены изменения в Распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 № 824-р, в соответствии с которым с 1 ноября через ЕАТ нужно закупать только канцелярские товары по п. п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.
Перечень заказчиков, которые не должны проводить закупки через ЕАТ:
-федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны, государственного управления в области обеспечения безопасности Российской Федерации, и подведомственные им федеральные казенные учреждения;
-федеральные органы, проводящие закупки для администрации президента и аппарата правительства.
Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 № 824-р не применяется при осуществлении закупок услуг, оказываемых физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, а также закупок, осуществляемых на территории иностранного государства для обеспечения деятельности заказчиков, осуществляющих деятельность на территории иностранного государства, и закупок, содержащих сведения, составляющие государственную тайну.
Также заказчики вправе осуществлять закупки без использования единого агрегатора торговли при условии осуществления закупки по цене контракта ниже цены, по которой закупка могла быть осуществлена с использованием единого агрегатора торговли.
Об установлении требования к обеспечению заявок на участие в закупках
Министерство финансов РФ в письме от 2 октября 2018 г. № 24-06-08/70718 высказало позицию об установлении требования к обеспечению заявок на участие в закупках, которое сводится к следующему.
- Учитывая, что Закон о контрактной системе не содержит запрет на установление заказчиком требования обеспечения заявок при проведении конкурсов и аукционов в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает один миллион рублей, заказчик:
1) вправе установить требование обеспечения заявок в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает один миллион рублей;
2) обязан установить требование обеспечения заявок в случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает один миллион рублей.
- Размер обеспечения заявок на участие в конкурсах и аукционах, начальная (максимальная) цена контракта в которых составляет от одного до пяти миллионов рублей, представляется целесообразным и разумным в пределах, установленных для конкурсов и аукционов, размер начальной (максимальной) цены в которых составляет от пяти до двадцати миллионов рублей.
- Статьей 44 Закона N 44-ФЗ установлены требования к обеспечению заявок исключительно на участие в конкурсах и аукционах.
Учитывая, что как правило запрос предложений, запрос предложений в электронной форме проводятся вследствие признания несостоявшимися конкурсов и аукционов, при проведении таких запросов предложений, руководствуясь статьей 6 ГК РФ, представляется целесообразным и разумным установление требований к обеспечению заявок, предусмотренных статьей 44 Закона N 44-ФЗ в отношении соответствующего конкурса и аукциона, признанного несостоявшимся и явившегося основанием для проведения запроса предложений, запроса предложений в электронной форме.