ДОКЛАД о результатах правоприменительной практики Хакасского УФАС России за 2021 год в сфере контроля законодательства о контрактной системе в сфере закупок
28 февраля 2022, 14:32
Тип документа:
Доклады

I. Статистика.

За истекший период 2021 года Хакасским УФАС России рассмотрено 298 жалобы (из них признаны обоснованными, в том числе частично обоснованными – 135 (что составляет 45,3% от рассмотренных жалоб), необоснованными – 163 (что составляет 54,7% от рассмотренных жалоб), возращены заявителю – 25, отозваны - 15).

Кроме того, Комиссией Управления в течении 2021 года проведены 61 внеплановая проверка и 2 плановых проверки, рассмотрено около 400 административных дел, 123 обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков.

 

II. Нарушения Закона о контрактной системе, которые наиболее часто выявляет Хакасское УФАС России при рассмотрении жалоб и проведении внеплановых проверок.

 

1. Неиспользование каталога товаров, работ, услуг (далее – КТРУ) при описании объекта закупки, как того требует Постановление Правительства РФ № 145, либо же использование дополнительных характеристик, не предусмотренных позицией КТРУ, без обоснования необходимости такого использования, либо тогда, когда использование дополнительных характеристик не допустимо:

- осуществление закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) - 25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается запрет в соответствии с постановлением Правительства РФ № 616,

- осуществление закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения в соответствии с постановлением Правительства РФ № 878.

 

2. Неиспользование Типового контракта, Типовых условий при формировании проекта контракта, либо же изменение/дополнение постоянной части Типового контракта, которая не подлежит изменению.

 

 

3. При осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства и наличии соответствующей проектной документации – проведение Аукциона не через 4 часа, как того требует часть 3 статьи 68 Закона о контрактной системы.

 

4. Оформление графика оплаты выполненных по контракту работ, графика выполнения строительно-монтажных работ при закупках на строительство, реконструкцию объектов кап строительства не в соответствии с методикой, утвержденной Приказом Минстроя России от 05.06.2018 N 336/пр (часть 7 статьи 110.2 Закона)

 

5. Нарушение части 3 статьи 64 и части 5 статьи 31 Закона о контрактной системы – не указание либо ненадлежащим образом установленные доп. требования к участникам закупки в соответствии с постановлением Правительства РФ № 99.

Отдельно стоит обратить внимание, что согласно позиции ФАС России подтвердить соответствие дополнительным требованиям, установленным ПП № 99, можно только контрактами (договорами) генерального подряда (письма от 11.09.2019 N МЕ/79668/19, от 19.06.2019 N МЕ/51304/19).

 

6. Нарушения в части неправомерного допуска либо отказа в допуске к участию в электронном аукционе со стороны комиссии Заказчика, уполномоченного органа.

Действительно, исходя из требований Закона о контрактной системе, комиссия проверяет заявки участников закупки в строгом соответствии с требованиям аукционной документации и не вправе выходить «за рамки» утвержденной Заказчиком документации.

Вместе с тем, в настоящее время судебная практика складывается таким образом, что суды делают выводы о том, что аукционная комиссия не только не лишена права и возможности проверить на официальных сайтах органов государственной власти, официальных информационных ресурсах информацию относительно предоставляемой участником закупки информации, но также и в ряде случаев обязана это сделать.

Кроме того, следует отметить, что исходя из сложившейся практики, наличие в требованиях заказчика каких-либо разночтений исключает последующую возможность отклонения заявок участников со ссылкой на их несоответствие таким требованиям документации.

 

 

 

 

7. Указание требования по части 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системы в недействующей редакции закона.

Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2020 N 539-ФЗ внесены изменения в часть 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, согласно которым, слова «об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица» заменены словами «о лицах, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 статьи 104 настоящего Федерального закона».

Изменения, внесенные Федеральным законом от 30.12.2020 N 539-ФЗ в часть 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, вступили в силу с 01.07.2021

Таким образом, на данный момент изменен перечень лиц, сведения о которых не должны быть включены в РНП.

Пунктами 2, 3 части 3 статьи 104 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к указанным лицам относятся:

- члены коллегиального исполнительного органа, лицо, исполняющее функции единоличного исполнительного органа. Если полномочия единоличного исполнительного органа переданы в соответствии с законодательством Российской Федерации другому лицу (управляющему, управляющей организации) - управляющая организация;

- участники (члены) корпоративного юридического лица, способные оказывать влияние на деятельность этого юридического лица - участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя), указанных в части 2 настоящей статьи;

- учредители унитарного юридического лица.

 

Кроме того, от участников открытых конкурсов, электронных аукционов, электронных запросов предложений, а также "бумажных" запросов котировок нельзя требовать указывать в заявке ИНН учредителей. Соответствующие изменения также были внесены в Закон о контрактной системы с 01.07.2021 года.

Правительство установило форму для обращения о включении участника закупки в РНП (Приложение N 1 к Правилам ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. Постановлением Правительства РФ № 1078). Отозвать обращение нельзя.

На рассмотрение обращения и принятие решения у антимонопольного органа есть 5 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения.

Установили причины, по которым сведения не включат в РНП. Так, если основание обращения - уклонение от заключения контракта, причиной может стать нарушение закупочного законодательства при определении поставщика.

Сведения об участнике закупки, исполнителе по контракту исключат из РНП по истечении двух лет с даты, когда у антимонопольного органа появилась обязанность включить сведения в реестр, а не с даты их внесения в РНП.

 

8. Нарушение части 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системы - установление в проекте контракта ответственности сторон не в соответствии с постановлением Правительства РФ № 1042.

 

9. Нарушение части 3 статьи 96 Закона о контрактной системы – указание в проекте контракта срока действия банковской гарантии в зависимости от срока действия контракта (то есть в старой редакции Закона), тогда как срок действия банковской гарантии должен превышать срок исполнения обязательств по контракту, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией. Срок действия контракта и срок исполнения обязательств по контракту – это не тождественные понятия, такие сроки как правило не одинаковы.

 

10. Нарушение части 30 статьи 34 Закона о контрактной системы – неуказанные в проекте контракта (в случае наличия требования обеспечения исполнения контракта) обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае отзыва в соответствии с законодательством Российской Федерации у банка, предоставившего банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций предоставить новое обеспечение исполнения контракта не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) о необходимости предоставить соответствующее обеспечение.

 

11. Нарушение части 13 статьи 34 Закона о контрактной системы – неуказание в проекте контракта о порядка и сроков оплаты товара, работы или услуги, а также ненадлежащее указания условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.

 

Наверх