Как нормативно аргументировать, что нельзя дробить закупку на несколько закупок, каждая из которых до 100 тысяч рублей или до 400 тысяч рублей?

14 декабря 2018, 09:40

При рассмотрении случаев, контрольный орган руководствуется следующим.

Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся: планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В соответствии с частями 1, 2, 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки. В названных положениях закреплён раскрытый в статье 8 Закона о контрактной системе принцип обеспечения конкуренции в сфере закупок.

При этом, согласно пункту 13 статьи 22 Закона о контрактной системе идентичными товарами, работами, услугами признаются товары, работы, услуги, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности работ, услуг учитываются характеристики подрядчика, исполнителя, их деловая репутация на рынке. Определение идентичности товаров, работ, услуг для обеспечения государственных, муниципальных нужд, сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг осуществляется соответствии с методическими рекомендациями (пункт 17 статьи 22 Закона о контрактной системе).

Если заказчиком контракты (договоры) заключались в определенный промежуток времени, при этом их целью являлось выполнение одних и тех же работ, это свидетельствует об едином предмете и результате выполнения работ по всем сделкам. Также учитывается, какая имелась нужда в закупке в соответствии с выделенными лимитами бюджетных обязательств.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что фактически контракты (договоры) образуют единую сделку, искусственно раздробленную и оформленную несколькими контрактами (договорами) для формального соблюдения действующего законодательства с целью ухода от соблюдения процедур, предусмотренных Законом о контрактной системе. Такие действия также направлены на ограничение конкуренции с целью не допустить других участников к участию в закупке, что, исходя из положений Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) так же, не допустимо.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, субъектам регулируемых данной нормой, установлен запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

 Согласно статье 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Наверх